Сценарий анимации

Предыдущая страницаВ началоСледующая страница

Данная команда предназначена для создания анимации 2D чертежей и 3D моделей. Анимация позволяет управлять значениями параметров и просмотреть или записать в файл динамически изменяющееся состояние модели.

Создание анимации позволяет наглядно отобразить влияние изменения параметров на форму и/или пространственное положение объектов, моделировать работу кинематических механизмов, проверить допустимые диапазоны значений переменных.

Активизация приложения осуществляется с помощью команды Настройка > Приложения.

Если приложение запущено, то его вызов приложения осуществляется аналогично вызову любой команды системы:

Пиктограмма

Лента

AnimationScenario40x40

Инструменты > Анимация > Сценарий анимации

Клавиатура

Текстовое меню

 

Параметры > Сценарий анимации

Создание анимации предназначено для отображения модели при изменении значений её переменных. Поэтому создание параметрической модели является необходимым, но недостаточным условием для создания анимации. Проектируя чертёж или модель, пользователь должен назначить переменные, отвечающие за изменяемые параметры - геометрическую форму или положение элементов. Следует отметить, что сценарий анимации доступен только при наличии в документе как минимум одной переменной (кроме текстовой). Документ системы T-FLEX CAD может содержать несколько сценариев анимации, задающих разные режимы изменения переменных. После вызова приложения на экране появляется окно диалога для задания имени нового сценария (Новый) или выбора существующего. Если выбрано имя сценария, то с помощью соответствующих кнопок можно запустить, записать или просмотреть анимацию, заданную этим сценарием, либо перейти к редактированию (Открыть) или удалению (Удалить) данных.

AnimationPar5

Для того, чтобы открыть редактор кадров анимации нужно создать Новый сценарий или Открыть один из Существующих сценариев.

Создание сценария анимации предусматривает формирование зависимости значений переменной во времени. Такая зависимость представляется в виде графика, координатными осями которого являются время и значение переменной. Задаваемые изменения значения каждой переменной рисуются в виде отдельного графика. В левой части окна находится список переменных модели, их значения и комментарии. Зависимые переменные (заданные функцией или выражением) отмечены другим фоном(особенности работы с ними будут описаны ниже).

Что происходит при формировании анимации? Система определяет количество шагов анимации по установленным диапазону и значению приращения времени анимации. Затем последовательно, для каждого шага, с построенных графиков считываются значения переменных и производится пересчёт модели с текущим набором параметров.

28_FramesEditor

Создание нового графика

Нажмите mouse left  на нужную строку списка переменных и выберите в разделе График главного меню, либо на нижней инструментальной панели опцию:

clip7820

<Ins>

Добавить...

Эта и ряд других опций, описанных ниже, также доступны в контекстном меню выбранного элемента.

Далее появляется диалог Параметры графика.

AnimationPar6

При дальнейшей работе вызвать этот диалог и изменить заданные значения можно с помощью пункта Свойства... в разделе График главного меню, или следующей опции на верхней инструментальной панели:

clip7821

<C>

Свойства графика...

Диалог Параметры графика содержит следующие параметры:

Диапазон значений переменной (Мin значение, Мax значение)
Задаёт верхнюю и нижнюю границы отображаемой шкалы значения переменной. По умолчанию диапазон значений переменной устанавливается от 0,5 до 1,5 её текущего значения.

Загрузить из файла
После установки флага можно нажать кнопку [...] и выбрать файл формата *.tfg. В результате будет загружен график из файла. Текущий график при наличии такового будет заменён на график из файла.

Цвет
Цвет линии графика.

Фон
Цвет фона окна графика.

После подтверждения параметров графика появляется его окно. С левой стороны окна графика находится линейка, отображающая шкалу значений переменной, а сверху - линейка, отображающая шкалу значений времени. Обе шкалы отображают заданные диапазоны значений (по умолчанию для времени установлен интервал от 0 до 60 секунд). График переменной в начальный момент представляет собой константу равную текущему значению. Теперь пользователь может добавлять произвольное количество точек, задающих изменение значений переменной на установленном временном отрезке.

Если в сценарии уже существует окно с графиком другой переменной, то при выборе переменной следующая опция становится доступной в разделе График главного меню и на верхней инструментальной панели:

clip7822

<G>

Добавить график  в текущее окно...

Текущее окно подсвечено рамкой, цвет которой задаётся параметром Цвет фокуса окон в диалоговом окне Свойства сценария. Данное окно можно вызвать с помощью пункта Сценарий... в разделе Файл главного меню или следующей опции на верхней инструментальной панели:

clip7823

 

Имя сценария...

28_ScreenplayProperties

Данная опция вызывает диалоговое окно, в котором можно изменить Цвет фокуса окон и Текущее имя сценария. Если после изменения имени нажать ОК, сценарий будет переименован. Если после изменения имени нажать Сохранить как, будет создана копия сценария под новым именем.

Для изменения текущего окна укажите курсором в область нужного графика и нажмите левую кнопку мыши. Опция добавления переменной в текущее окно позволяет совместить несколько графиков в одном координатном пространстве. При наличии нескольких графиков в одном окне один из них считается выбранным(это последний изменявшийся график). Его линия имеет большую толщину, а в списке переменных подсвечивается соответствующая ему строка. График, расположенный в одном окне с другими, можно переместить в отдельное окно с помощью следующей опции, доступной в разделе График главного меню и на верхней инструментальной панели:

clip7828

 

Новое окно

Добавление/изменение точек графика

При перемещении курсора внутри окна графика в правом нижнем углу отображаются его текущие координаты. При нажатии Левый клик Текст в точке указания курсора создаётся новый узел, который соединяется отрезками с соседними точками графика. Создать узел, разбивающий существующий участок графика на два отрезка, можно указав курсором на линию графика и выбрав из контекстного меню пункт Добавить узел.

clip7825     clip7826     clip7827

Для изменения положения узла укажите на него курсором (курсор изменит свою форму). После этого перемещая мышь с нажатой левой кнопкой вы можете расположить узел графика в другом месте. Для задания точных координат узла нажмите правую кнопку мыши, выберите в появившемся меню пункт Свойства и введите значения Т и Y координат.

При множественном выборе узлов графика появляется возможность переноса выделенной группы точек с помощью опции Сдвинуть..., доступной в разделе Правка > График главного меню или следующей опции на верхней инструментальной панели:

clip7829

<М>

Перенести

После выбора данной опции появляется окно диалога для ввода значений смещения по осям Т и Y. В результате выделенная группа точек изменит своё положение в соответствии с указанными значениями.

28_FramesEditorTransfer

Использование буфера обмена

Добавление точек графика также может производится с помощью следующих опций, доступных в разделе Правка главного меню и на верхней инструментальной панели:

clip7830

<Ctrl>+<X>

Вырезать

clip7831

<Ctrl>+<C>

Копировать

clip7832

<Ctrl>+<V>

Вставить

Использование перечисленных опций предполагает наличие в сценарии как минимум одного графика с двумя узлами. Выберите несколько узлов (они подсветятся) и нажмите на панели управления одну из опций Вырезать или Копировать. Затем укажите узел для вставки выделенного фрагмента графика и укажите опцию Вставить. После этого появляется окно диалога Вставка:

AnimationPar7

Кроме буфера обмена источником вставки может быть назначен график, сохранённый в файле (*.tfg). Способ вставки позволяет определить узел привязки вставляемого фрагмента графика (левый, правый) и количество вставок. При установке флага Симметрично отразить по горизонтали вставляемый участок графика будет являться копией исходного относительно вертикальной линии, проходящей через узел привязки.

clip7833 clip7834  

На первом рисунке подсвечены точки копируемого в буфер участка графика. На втором рисунке производится вставка с параметрами По левому узлу, на третьем - добавлен флаг Симметрично отразить по горизонтали.

В случае, когда разница между значениями времени в крайних точках вставляемого участка графика больше чем интервал времени, занимаемый отрезком, расположенным справа от узла вставки (для привязки по левому узлу), или расположенным слева (для привязки по правому узлу), система отказывается выполнить операцию вставки, т.к. в этом случае нарушается последовательность временных отрезков.  

Добавить узлы на выбранные графики в точке их пересечения с бегунком, задающим текущий момент времени (он выделен голубым цветом) можно с помощью следующей опции, доступной в разделе Правка > График главного меню или на верхней инструментальной панели:

AnimationPlot1

 

Добавить точки...

После вызова опции появляется окно, содержащее список переменных, для которых графики уже существуют:

28_FramesEditorAddNodes

Колонка Значение содержит значения переменных на текущий момент времени. Отметьте в списке те переменные, на графики которых требуется добавить узлы. После нажатия кнопки OK на соответствующих графиках в точке их пересечения с линией главного бегунка времени будут созданы новые точки. Если установить флаг Использовать значения переменных из модели, то положение новых узлов будет определяться главным бегунком времени и значением переменных, заданных в модели (при этом новый узел соединяется отрезками с соседними точками графика).  Данная возможность позволяет задавать графики изменяя переменные в модели, а затем добавляя узлы с их значениями для определённого момента времени.  

Выбор узлов графика

Укажите на требуемый узел курсором мыши и нажмите Левый клик Текст - точка графика подсветится прямоугольной рамкой. Множественный выбор производится одним из способов:

при нажатой клавише <Shift> выбирается последовательность узлов между двумя указанными;

при нажатой клавише <Ctrl> выбираются только указываемые узлы.

Выбор всех узлов графика выполняется с помощью следующей опции, доступной в разделе Правка главного меню:

 

<Ctrl>+<A>

Выделить все

Выбор группы узлов при помощи окна осуществляется при помощи опции Селектор в контекстном меню окна графика или следующей опции в верхней инструментальной панели:

AnimationPlot2

<S>

Выделение узлов

Удаление узлов графика

Опция Удалить, доступная в разделе Правка главного  меню, и следующая опция на верхней инструментальной панели предназначена для удаления выбранных узлов:

AnimationPlot3

<D>

Удалить узел(ы)

При удалении узла (узлов) близлежащие точки графика соединяются отрезком.

Сглаживание графика

При добавлении новых узлов график формируется в виде ломаной. При необходимости вы можете получить гладкую кривую, заменяя отрезки ломаной участками кривой. Для этого укажите курсором мыши на требуемый отрезок графика, нажмите Правый клик Текст и выберите пункт Кривая Безье. На указанном отрезке появятся два узла, делящие его на равные части.

AnimationPlot4 AnimationPlot5

Изменяя положение каждого из них можно преобразовать исходный отрезок в кривую.

AnimationPlot6 AnimationPlot7

Обратное преобразование участка кривой в отрезок выполняется командой Выпрямить, доступной в контекстном меню при его выборе.

Сетка

Опция Сетка бегунков, доступная в разделе Вид главного меню, а также следующая опция, доступная на верхней инструментальной панели, позволяет нанести в окно графиков набор вертикальных и/или горизонтальных линий, облегчающих ориентацию в координатном пространстве при построении точек графика:

AnimationPlot8

<Ctrl>+<R>

Сетка

28_FramesEditorGrid

В окне диалога Сетка соответствующими флажками отмечается наличие вертикальных и горизонтальных бегунков. Для каждого типа разметки задаются следующие параметры:

Исходное время или Исходное значение
Определяет положение первого бегунка;

Количество бегунков
Определяет количество линий сетки;

Шаг по шкале
Определяет расстояние между линиями сетки.

Для установки линий сетки, пересечение которых находится в точке с определёнными значениями координат, используется опция Пересечение бегунков в разделе Правка главного меню или следующая опция в контекстном меню окна графика.

 

<R>

Пересечение...

28_FramesEditorCrossing

Для добавления отдельной вертикальной или горизонтальной линии установите курсор мыши на изображение шкалы значений времени или переменной и нажмите правую кнопку. В появившемся меню выберите пункт Бегунок и задайте точку шкалы, через которую должна проходить создаваемая линия.

28_FramesEditorHorizontalRuler 28_FramesEditorVerticalRuler

Ведомые графики

При наличии в модели переменных, заданных функциями или выражениями, появляется возможность получить отдельный тип графиков - 'ведомые'. Т.к. значения таких переменных являются зависимыми величинами, то система строит их графики автоматически. В окне сценария анимации строки, содержащие зависимые переменные, выделены серым фоном. Ведомый график невозможно редактировать, он только демонстрирует изменение значения соответствующей переменной в процессе анимации.  Следует отметить, что ведомый график перестраивается после запуска анимации. Данный тип графика можно использовать для анализа взаиморасположения различных элементов модели. Для этого создаётся переменная, значение которой является функцией измерения расстояния между телами, вершинами и т.п. (см. команду Измерить). При изменении параметров модели график такой переменной отразит изменения указанного расстояния.

Общие параметры анимации

Помимо опций, перечисленных выше, на верхней инструментальной панели и в разделе Правка главного меню также доступны следующие опции:

AnimationPlot10

<T>

Шкала времени

 Устанавливает границы видимой в окне графика временной оси координат.

 28_FramesEditorTimeLimits

AnimationPlot12

<Ctrl>+<S>

Сохранить график

Позволяет записать текущий график или выделенные узлы в *.tfg файл. В дальнейшем содержимое файла может быть вставлено в другой график или другой сценарий.

 

<F7>

Обновить список

Cчитывает изменения в составе переменных модели.

AnimationPlot31

<Alt>+<A>

Параметры анимации

 28_FramesEditorAnimationParameters        

 Вызывает диалоговое окно, в котором можно задать значения следующих параметров:

Начальное значение времени
Момент времени, с которого начинается формирование анимации;

Конечное значение времени
Момент времени, в который заканчивается анимация;

В реальном времени
При установленном флаге процесс анимации производится в реальном времени. Т.е. с графиков считываются значения переменных, заданные в точке начального значения времени и пересчитывается модель, а следующий набор значений берётся через промежуток, равный отрезку времени, затраченному системой на выполнение первого шага анимации. В этом случае шагом анимации практически является время регенерации модели.

Шаг анимации
Промежутки времени, через которые определяются значения переменных;

Задержка
Время задержки на каждом шаге анимации.

AnimationPlot24

 

Заблокировать график

Позволяет не учитывать заданное графиком изменение значения переменной при формировании анимации (в этом случае в списке переменных слева от имени переменной появляется изображение данной иконки). Повторный вызов опции отменяет блокирование графика.

Масштабирование окна графика

При работе с графиком нередко бывает удобным изменить масштаб его изображения. Перечисленные ниже опции позволяют различным образом изменять изображение графика.

AnimationPlot16

<Ctrl>+<T>

Увеличить по Т

При помощи курсора мыши указываются две точки, определяющие границы нового диапазона шкалы времени.

AnimationPlot17

<Alt>+<T>

Сжать по Т

Действие данной опции заключается в увеличении в два раза текущего диапазона шкалы времени.

AnimationPlot18

<Ctrl>+<Y>

Увеличить по Y

При помощи курсора мыши указываются две точки, определяющие границы нового диапазона шкалы значений.

AnimationPlot19

<Alt>+<Y>

Сжать по Y.

Действие данной опции заключается в увеличении в два раза текущего диапазона шкалы значений.

AnimationPlot20

<Z>

Рамка

При помощи курсора мыши указываются две точки, определяющие диагональные углы прямоугольника. Вертикальный и горизонтальный размер выделенной области окна задаёт отображаемые диапазоны шкалы значения и шкалы времени.

AnimationPlot21

<Ctrl>+<PgUp>

Увеличить

Увеличивает значения текущих диапазонов по осям Т и Y в два раза.

AnimationPlot22

<Ctrl>+<PgDn>

Уменьшить

Уменьшает значения текущих диапазонов по осям Т и Y в два раза.

AnimationPlot23

<Ctrl>+<G>

Все графики

Опция масштабирует текущее окно таким образом, чтобы отобразить все заданные в нем графики.

Работа с анимацией

В нижней части окна редактора кадров анимации расположены графические кнопки (их вызов также доступен в пункте текстового меню График или из контекстного меню, вызванного в области списка переменных):

AnimationPlot25

<Del>

Удалить

Данная опция доступна для переменных с созданным графиком. Удаляет график текущей переменной.

AnimationPlot26

<Ins>

Добавить

Данная опция доступна для переменных без графика. Создаёт график текущей переменной в новом окне.

AnimationPlot27

<P>

Применить

Вызывает пересчёт модели в T-FLEX CAD со значениями переменных, заданными графиками, для текущего момента времени. Текущий момент времени устанавливается с помощью бегунка времени (на шкале времени он выделен голубым цветом). При перемещении бегунка времени автоматически обновляются значения переменных в списке.

AnimationPlot28

<A>

Анимация

Инициализирует выполнение анимации. На экране отображается последовательность изменений 3D модели (чертежа) в результате пересчёта с заданными в сценарии значениями переменных. Управление анимацией осуществляется кнопками Пауза/Продолжить (<Space>) и Стоп в окне Анимация.  

 AnimationPar8

AnimationPlot29

<F>

Запись в видео файл

Выполнение записи *.avi или *.wmv файла. Перед началом записи система предлагает выбрать программу сжатия видеоинформации. Окно диалога Сжатие видео позволяет выбрать одну из установленных на вашем компьютере программ и настроить их параметры (см. Параметры анимации).