Создание параметрического чертежа

Navigation:  »No topics above this level«

Создание параметрического чертежа

Return to chapter overview

 

Вызовите команду FNew: Создать новый чертеж.        

В результате выполнения команды откроется новое окно и создастся новый чертеж без имени. Для задания имени для нового чертежа необходимо вызвать команду SAve: Сохранить чертеж. На экране появится окно, в котором вы можете задать имя нового чертежа.

 

Начнем построения с помощью команды "L: Построить прямую". Вызовите команду:

Пиктограмма

Лента

Чертёж → Построения → Прямая

Сборка → Сборка → Прямая

Рабочая плоскость → Построения → Прямая

Клавиатура

Текстовое меню

<L>

Построения > Прямая

 

Выберите пиктограмму в верхней части автоменю. При движении курсора по полю чертежа за ним начнёт перемещаться динамическое изображение в виде двух перекрещивающихся линий. Текущие координаты точки пересечения отслеживаются в статусной строке. Указать положение точки пересечения линий можно несколькими способами. Самый простой - приблизительно, просто подведя курсор к центру чертежа и нажав Левый клик Текст. Для того, чтобы указать положение точки пересечения более точно, можно задать её точные координаты в окне свойств. Для задания координат можно воспользоваться и диалогом параметров, вызываемом с помощью клавиши <P> или пиктограммы в автоменю.

clip2874 clip7158        

В результате будут созданы пересекающиеся прямые построения и узел в месте их пересечения. Для создаваемого вида они играют роль базовых. В параметрах линий записаны абсолютные координаты. Перемещая базовые линии, можно будет располагать вид на чертеже там, где это необходимо.

Не используйте более двух базовых линий для свободного вида и не более одной для вида создаваемого по проекционным связям. Это обеспечит вам свободное перемещение изображений.

В T-FLEX CAD команда остается активной до тех пор, пока не будет отменена или не будет вызвана другая команда. Отмена режима команды (одно нажатие Правый клик Текст) уберет изображение перекрестья, но команда останется активной. После отмены режима построения двух пересекающихся прямых необходимо подвести курсор к созданной вертикальной линии. Линия высветится и около курсора появится подсказка в виде названия выбираемого элемента. Это означает, что работает объектная привязка. В этом случае отпадает необходимость пользоваться клавиатурой и некоторыми пиктограммами автоменю.

При запуске программы, режим объектной привязки установлен по умолчанию. Самостоятельно установить или отключить данный режим можно с помощью пиктограммы , которая находится на инструментальной панели "ВИД".

Нажмите Левый клик Текст, на экране появится динамически перемещаемая линия, параллельная выбранной. Это означает, что мы собираемся построить параллельную линию относительно вертикальной линии. Это очень важный аспект системы T-FLEX CAD - задание отношений между элементами построений.

Расположите новую линию слева от помеченной вертикальной линии при помощи Левый клик Текст. Точное значение смещения можно указать в окне свойств или диалоге параметров. Созданная линия будет левой гранью детали.

Одно нажатие Правый клик Текст отменит режим построения параллельных линий, но по-прежнему будет активна команда построения прямых. Если это не так, то вызовите её повторно. Затем подведите курсор к горизонтальной прямой и нажмите Левый клик Текст. Выберется прямая, относительно которой будет строится параллельная. Переместите курсор вверх, задайте при желании точное значение смещения в окне свойств и нажмите Левый клик Текст для фиксации верхней грани детали.        

clip2885        

Следующий шаг - скруглить угол плиты. Для этой цели воспользуемся командой "C: Построить окружность". Вызовите команду:

Пиктограмма

Лента

Чертёж → Построения → Окружность

Рабочая плоскость → Построения → Окружность

Клавиатура

Текстовое меню

<C>

Файл > Построения > Окружность

 

Для изображения скругления верхнего правого угла плиты построим окружность, касательную к верхней и правой прямым. Переместите курсор к верхней прямой и нажмите Левый клик Текст или <L>. При этом появится окружность, радиус которой будет динамически изменяться вместе с изменением положения курсора, но при этом она будет касательной к выбранной прямой. Это означает, что будет построена окружность, касательная к верхней прямой. Как бы мы в дальнейшем не изменяли положение верхней прямой, окружность будет сохранять касание. Затем переместите курсор к правой прямой и снова нажмите Левый клик Текст или <L>. Сейчас окружность «привязана» к двум линиям построения и сохраняет касание при перемещениях курсора. Нажатие Левый клик Текст зафиксирует текущий радиус окружности. Точное значение радиуса можно задать в окне свойств.        

clip2890 clip7160        

Если результат построения окружности не совпал с рисунком, вызовите команду "UN: Отменить изменение":

Пиктограмма

Лента

 

Клавиатура

Текстовое меню

<UN>

Правка > Отменить изменения

Каждый вызов данной команды возвращает систему на один шаг назад. Если команда была вызвана ошибочно, отменить её действие можно с помощью команды "RED: Возвратить изменение":

Пиктограмма

Лента

 

Клавиатура

Текстовое меню

<RED>

Правка > Повторить

 

При этом возвращается действие, которое было ошибочно отменено.

Удалить все линии построения и вернуться к началу создания чертежа можно, вызвав команду "PU: Удалить лишние построения":

Пиктограмма

Лента

Чертёж → Дополнительно → Удалить лишнее

Редактирование → Дополнительно → Удалить лишнее

Рабочая плоскость → Дополнительно → Удалить лишнее

Клавиатура

Текстовое меню

<PU>

Правка > Удалить лишнее

 

Эта команда удалит все элементы построения, и можно будет повторить построения. Также можно удалить отдельный элемент построения, используя команду "EC: Изменить построения":

Пиктограмма

Лента

Чертёж → Дополнительно → Линия построения

Клавиатура

Текстовое меню

<EC>

Правка > Построения > Линия построения

 

После вызова команды выберите элемент и удалите его с помощью клавиши <Delete> на клавиатуре или пиктограммы в автоменю.

Теперь можно обвести построенную часть чертежа. Для этого создадим линии изображения в команде "G: Нанести изображение". Вызовите команду:

Пиктограмма

Лента

Чертёж → Чертёж → Изображение

Рабочая плоскость → Чертёж → Изображение

Клавиатура

Текстовое меню

<G>

Чертёж > Изображение

 

Заметьте, что если для вызова команды используются пиктограммы инструментальных панелей или текстовым меню, то при этом автоматически прекращается работа предыдущей команды, то есть сокращается одно лишнее действие.

Начните обводку с верхнего левого угла плиты. Линии изображения автоматически привязываются к ближайшему пересечению линий построения. Поэтому достаточно переместить курсор к пересечению и нажать Левый клик Текст. Курсор при нанесении линии изображения работает по принципу «резиновой нити». Требуется лишь с помощью курсора выбирать узлы или пересечения линий построения.        

clip3091        

Если в одной точке пересекается более двух линий построения, то не рекомендуется использовать для выбора узла клавишу <Enter> или Левый клик Текст. В этом случае лучше сначала создавать узлы в точках пересечения линий построения, а затем наносить изображение, используя клавишу <N>. При использовании клавиши <Enter> в режиме «свободного рисования» будет создаваться «свободный» узел (не связанный с линиями построения). Учтите вышесказанное для избежания ошибок при параметрическом изменении чертежа.

Переместите курсор к точке касания верхней линии и окружности и нажмите Левый клик Текст. Это должно выглядеть, как показано на рисунке справа. Отметим, что система T-FLEX автоматически ставит узлы в конечные точки линий изображения, если они еще не были там созданы.        

clip3094        

Теперь мы хотим направить линию изображения вдоль окружности для построения дуги между двумя точками касания. Для этого переместите курсор к окружности и нажмите <C>. При этом выделится окружность. Направление дуги будет зависеть от положения курсора при указании окружности. Изменить направление дуги можно с помощью клавиши <Tab>. Поставьте курсор чуть выше и левее второй точки касания, как показано на рисунке.        

clip3095        

Затем нажмите Левый клик Текст, и линия изображения будет построена в направлении часовой стрелки до второй точки касания. Результат должен выглядеть, как показано на рисунке.        

clip3097        

Продолжаем создание изображения. Укажите на правый нижний угол плиты, затем на левый нижний, и завершите построения в левом верхнем углу, с которого была начата обводка. Для завершения команды нажмите Левый клик Текст. Чертёж должен выглядеть, как показано на рисунке.        

clip3099        

Если обводка не получилась, то отредактировать линии изображения можно с помощью команды "EG: Изменить изображение". Вызовите команду:

Пиктограмма

Лента

 

Клавиатура

Текстовое меню

<EG>

Правка > Чертёж > Изображение

 

Переместите курсор к неверно созданной линии и нажмите Левый клик Текст. При этом линия изображения выделится, и её можно удалить клавишей <Delete> или пиктограммой в автоменю. Повторите эти действия для каждой неверно созданной линии. Если неверно построена целая область, то можно воспользоваться выбором линий изображения с помощью окна. Для этого необходимо нажать Левый клик Текст в одном из углов предполагаемого окна и, не отпуская её, переместить в другой угол. Затем отпустить кнопку мыши. При перемещении курсора вслед за ним должен тянуться динамический прямоугольник. В результате будут помечены все элементы, полностью попавшие в область прямоугольника. Их можно будет удалить все одновременно.

Для повторного ввода линий изображения вызовите команду "G: Нанести изображение". Для перерисовки экрана используйте клавишу <F7> в любой момент, если не все линии полностью высвечиваются после проведенных изменений.

Когда нужное изображение получено, можно переходить к следующему этапу построения чертежа. Предварительно можно сохранить чертёж с помощью вызова команды "SA: Сохранить документ":

Пиктограмма

Лента

Клавиатура

Текстовое меню

<SA>

Файл > Сохранить

 

Поздравляем! Вы создали свой первый чертёж в системе T-FLEX CAD. Сейчас мы кратко поясним возможности редактирования в системе.

Сейчас на чертеже использованы 5 элементов построения, определяющих форму и размеры детали: левый край, правый край, вверх, низ и радиус скругления. Для изменения элементов построения вызовите команду "EC: Изменить построения":

Пиктограмма

Лента

Чертёж → Дополнительно → Линия построения

Клавиатура

Текстовое меню

<EC>

Правка > Построения > Линия построения

 

Переместите курсор к левой вертикальной прямой и нажмите Левый клик Текст. При этом прямая будет выделена цветом. При перемещении курсора слева направо вместе с ним будет перемещаться и выделенная прямая. Если указать с помощью Левый клик Текст новое положение прямой, изменится ширина плиты. Обратите внимание, что изменение положений элементов построений влечет мгновенное изменение «привязанных» к ним линий изображения. Если попробовать изменить положение правой части плиты, то вся плита будет перемещаться. Это происходит потому, что левая часть детали построена относительно правой, и при изменениях правой части сохраняется установленное отношение. Но левая часть может двигаться независимо от правой. Попробуйте то же с другими элементами построения, включая окружность. При перемещении элементов построения будут меняться размеры и форма плиты, сохраняя заданные при построении отношения.

После проверки возможности модификации детали верните чертёж приблизительно в исходное состояние, показанное на рисунке выше. Перейдем к следующему элементу чертежа - коническому отверстию в центре плиты.

Сначала необходимо определить центр будущей окружности. Если в команде "L: Построить прямую" включить опцию (<U>), а затем указать по очереди две прямые (опция <L>), то в результате будет создана новая прямая, которая является осью симметрии двух выбранных. Когда указанные прямые пересекаются, новая прямая будет биссектрисой угла, образуемого выбранными прямыми. Если же исходные прямые параллельны, создаётся параллельная им прямая, располагающаяся посередине. Воспользуемся этой возможностью для определения центра плиты.

Вызовите команду построения прямых, выберите пиктограмму в автоменю. Подведите курсор к правой границе плиты и укажите с помощью Левый клик Текст её вертикальную прямую. За курсором начнёт перемещаться динамическое изображение параллельной прямой. Не фиксируя её, подведите курсор к левому краю плиты и укажите с помощью Левый клик Текст соответствующую ему вертикальную прямую. На чертеже появится новая вертикальная прямая, являющаяся осью симметрии выбранных, т.е. параллельная им и лежащая точно посередине. Аналогично постройте прямую, являющуюся осью симметрии для горизонтальных прямых верхнего и нижнего края плиты. Точка пересечения полученных прямых будет являться центром будущего отверстия. Затем вызовите команду построения окружности, подведите курсор к пересечению построенных центральных прямых и нажмите Левый клик Текст.  Появится  окружность,  радиус  которой  будет  изменяться в зависимости от положения курсора.

clip3112

Центром окружности будет узел, автоматически созданный на пересечении прямых. Зафиксируйте окружность с помощью Левый клик Текст. Как и при построении прямых, её радиус (диаметр) можно задать приблизительно положением курсора в момент нажатия клавиши мыши или точно в окне свойств. Заметьте, что после нажатия на Левый клик Текст команда "C: Построить окружность" осталась активной.

Вторую окружность конического отверстия можно построить как концентрическую к первой. Для этого нажмите на пиктограмму в автоменю или на клавишу <О>. Затем укажите с помощью Левый клик Текст на уже построенную окружность. За курсором начнёт перемещаться динамическое изображение создаваемой окружности. Переместите курсор так, чтобы она была немного больше первой и зафиксируйте её с помощью Левый клик Текст. Точное значение смещения второй окружности можно задать в окне свойств.        

clip3118        

Перейдите в команду "G: Создать изображение", подведите курсор к большей из построенных окружностей, и нажмите Левый клик Текст или <C>. Окружность будет обведена сплошной основной линией. Затем подведите курсор к меньшей окружности и вновь нажмите Левый клик Текст или <C>. Обе окружности обведены. Теперь можно приступить к созданию второго и третьего видов плиты.

Построение второго и третьего вида не является необходимым для построения параметрического чертежа в системе T-FLEX CAD. В приводимом примере построение вида сверху и сбоку позволяет продемонстрировать дополнительные преимущества параметрического проектирования в системе T-FLEX CAD.

Поскольку прямые имеют бесконечную длину, можно видеть, что другие виды уже частично созданы (боковой вид, вид сверху). Для завершения построения чертежа нам потребуются дополнительные зависимости между линиями построения. Последовательность выполнения этапов построения следующая:

Войдите в команду построения прямых и переместите курсор к линии построения, соответствующей правой границе плиты. Нажмите Левый клик Текст. При этом выделится вертикальная линия построения, и новая параллельная вертикальная линия будет перемещаться за курсором. Это будет правая граница вида слева. Зафиксируйте её в нужном месте нажатием Левый клик Текст. Как и прежде, точное значение смещения относительно выбранной прямой можно задать в окне свойств.        

clip3123        

Новая линия построена относительно правой границы плиты, поэтому при перемещении правой границы она будет перемещаться на такое же расстояние. Для переноса новой линии на другое расстояние  следует  воспользоваться командой редактирования линий построения. Но тогда уже вновь зафиксированное расстояние между видами будет сохраняться при изменении правой границы основного вида плиты. Отношения между элементами построения сохраняются до тех пор, пока не будут переопределены в команде редактирования линий построения.

Следующим шагом будет построение прямой левого края детали на виде слева. Прямая будет построена относительно правой границы вида спереди. Обратите  внимание,  что после создания  первой прямой вида слева сохраняется привязка к правому краю плиты на виде спереди (соответствующая линия построения выделена). Нажмите один раз Правый клик Текст для возврата на шаг назад в команде. Переместите курсор к только что созданной прямой и выберите её с помощью Левый клик Текст. Зафиксируйте её нажатием Левый клик Текст, задав её положение приблизительно с помощью курсора или точно в окне свойств.        

clip3127        

Рекомендуется использовать именно правый край детали как базовую линию, а остальные вертикальные линии построения строить относительно неё. При таком методе построения имеются некоторые преимущества, связанные с положительным знаком относительного расстояния между линиями.

Теперь перейдем к созданию конического отверстия. Задача сводится к построению двух прямых, которые были бы параллельны горизонтальной прямой, проходящей через центр окружности. При этом они должны соответствовать размерам окружностей. Нажмите один раз Правый клик Текст для возврата на шаг назад в команде, поместите курсор рядом с горизонтальной прямой, проходящей через центр окружности и нажмите Левый клик Текст или <L>. Прямая выделится цветом.

clip3130

Отведите курсор вверх к точке касания первой окружности и нажмите <C>. Построится прямая, параллельная выбранной прямой и касательной к окружности. Проделайте описанную последовательность команд четыре раза - для верхних и нижних точек касания каждой окружности.        

clip3131        

Теперь у нас есть нужные линии построения для обводки на боковом виде.  Воспользуйтесь командой "G: Создать изображение" и обведите 4 угла на виде слева. Для этого лишь нужно подвести курсор к каждому из углов и нажать Левый клик Текст. Затем нажмите Правый клик Текст для отмены выбора узла.        

clip3134        

Далее нанесём две линии, изображающие коническое отверстие. Теперь вид практически закончен, за исключением штриховки.

clip3135

Создание штриховки осуществляется в команде "H: Создать штриховку". Вызовите команду:                

Пиктограмма

Лента

Чертёж → Чертёж → Штриховка

Рабочая плоскость → Чертёж → Штриховка

Клавиатура

Текстовое меню

<H>

Чертёж > Штриховка

 

Если она не была установлена автоматически, включите опцию:

       <А>        Режим автоматического поиска контура        

Затем переместите курсор к верхней половине вида слева и установите его в центре области, которую необходимо заштриховать. Нажмите Левый клик Текст, контур верхней половины плиты выделится цветом. Затем воспользуйтесь клавишей <P> для вызова диалога параметров штриховки. Это позволит выбрать тип и масштаб штриховки. После нажатия пиктограммы в автоменю выделенная область будет заштрихована.

clip3141

Проделайте те же действия для штриховки нижней части плиты. В принципе можно было создать не две отдельные штриховки, а одну, состоящую из двух контуров. Для этого нужно было задать второй контур сразу после выбора первого, а затем уже нажать <End> или пиктограмму в автоменю.        

clip3142        

После создания штриховки можно переходить к виду сверху. Вызовите команду построения прямых "L: Построить прямую". Выберите нижнюю прямую главного вида для привязки положения вида сверху к главному. Переместите вновь создаваемую прямую и зафиксируйте нажатием Левый клик Текст под главным видом. Это будет нижняя линия вида сверху.

clip3146

Для отмены режима построения параллельных линий нажмите Правый клик Текст. Поставим себе задачу создать вид сверху так, чтобы он был связан с другими видами, то есть модификации других видов приводили бы к изменениям на виде сверху. Простейший способ в проекционном черчении связать проекции - построить прямую под углом 45 градусов к граничным линиям вида слева и вида сверху. Остальные вспомогательные линии строятся относительно данной прямой. Для этого снова воспользуемся возможностью создания оси симметрии двух прямых. Поскольку проекционные прямые вида слева и вида сверху пересекаются под прямым углом, то их ось симметрии пройдёт под требуемым углом 45°. Вызовите опцию , укажите на крайнюю правую прямую вида слева и нажмите Левый клик Текст или <L>. Прямая выделится. Затем сделайте то же самое для нижней прямой вида сверху. Возникнет новая прямая, которая проходит через точку пересечения под углом 45°.        

  clip3147        

Пока мы находимся в команде построения прямых, можно расставить узлы в любых точках пересечения. Для нас важны те точки пересечения линий построения, которые формируют правую границу вида справа и линию под углом 45°, которую мы сейчас создали. Поставьте курсор в точке пересечения и нажмите клавишу <Пробел>.        

clip3148

Для построения узлов можно также использовать команду "N: Построить узел":        

Пиктограмма

Лента

Чертёж → Построения → Узел

Сборка → Сборка → Узел

Рабочая плоскость → Построения → Узел

Клавиатура

Текстовое меню

<N>

Построения > Узел

 

Вы по-прежнему должны находиться в команде "L: Построить прямую". Поставьте курсор и выберите прямую нижней границы вида сверху. Это позволит нам построить прямую, параллельную нижней границе. Переместите курсор к только что построенному узлу и нажмите клавишу <N>. При этом создастся прямая, параллельная выбранной и проходящая через указанный узел. Теперь вид сверху и вид справа будут параметрически связаны. Для проверки этого войдите в команду редактирования линий построения "EC: Изменить построения". Попробуйте поменять положение левой прямой бокового вида. Для этого выберите её, переместите и зафиксируйте в новом положении. Заметьте, что при этом изменяется положение соответствующей прямой на виде сверху.

clip3150

Создание линий построения для конического отверстия на виде сверху будет происходить так же, как при создании бокового вида. В команде построения прямых выберите вертикальную прямую, а затем постройте 4 прямые, параллельные выбранной и касательные окружностям.        

clip3151        

Теперь можно построить все линии изображения на виде сверху. С помощью команды "G: Создать изображение" обведите вид сверху по периметру.  Следующий шаг - нанесение двух штриховых линий, соответствующих коническому отверстию. В окне свойств установите тип линии "Невидимая".        

clip3152        

 Затем создайте две штриховые линии конического отверстия.

clip3154

Теперь создадим осевые линии. Вызовите команду "AX: Создать обозначение осей":                

Пиктограмма

Лента

Чертёж → Чертёж → Оси

Рабочая плоскость → Чертёж → Оси

Клавиатура

Текстовое меню

<AX>

Чертёж > Оси

 

Установите в автоменю опцию:

       <I>        Создать ось двух линий        

Выберите с помощью Левый клик Текст сначала левую, затем правую границу вида спереди. Нажмите пиктограмму в автоменю. В результате на виде спереди будет создана вертикальная осевая линия. Аналогично создайте горизонтальную осевую линию, а также осевые линии на видах слева и сверху.

clip3159

Как можно было заметить, до сих пор линии построения, которые мы использовали, были бесконечными. Для удобства работы их можно «обрезать» до крайних узлов.

Для этого в команде "EC: Изменить построения" можно использовать опцию обрезки:                

1. Войдите в команду "EC: Изменить построения".

2. Если вы выберите одну прямую и нажмете <T> или , то обрежется только эта выбранная прямая.

3. Если вы используете опцию ,  то обрежутся все прямые.

4. Если вы захотите вернуться обратно к бесконечной длине прямых, то вызовите команду ST: Параметры документа:

Пиктограмма

Лента

clip0196

Редактирование → Документ → Параметры документа

clip0197

Клавиатура

Текстовое меню

<ST>

Настройка > Параметры документа

 

 

Выберите параметр «Вид|Линии построения|Длина» и задайте значение «По умолчанию бесконечные». Либо можно в команде "EC: Изменить построения" выбрать нужные линии, нажать клавишу <P> и установить соответствующее значение.  На рисунке представлен чертёж с обрезанными линиями построения. Он менее насыщен, хотя все необходимые элементы построения на нем присутствуют. Линии построения по умолчанию не выводятся на принтер или плоттер, независимо от их длины.        

clip3163        

Далее проставим на чертеже необходимые размеры.

1. Сначала создадим линейные размеры. Вызовите команду "D: Создать размер":

Пиктограмма

Лента

3D Модель → Дополнительно → Размер

Чертёж → Оформление → Размер

Сборка → Дополнительно → Размер

Измерение → Измерить → Размер

Листовой металл → Дополнительно → Размер

Грани → Дополнительно → Размер

Сварка → Дополнительно → Размер

Примитивы → Дополнительно → Размер

Рабочая плоскость → Оформление → Размер

Клавиатура

Текстовое меню

<D>

Чертёж > Размер

 

Можно выбрать любые две линии построения или изображения для простановки линейного или углового размера. Выберите две крайние прямые линии на главном виде с помощью Левый клик Текст. В результате вместе с курсором начнёт перемещаться появившийся размер. Если требуется изменить какие-либо параметры размера, нажмите <P> или опцию _11 в автоменю. На экране появится диалог параметров размера. После задания параметров и закрытия диалога зафиксируйте положение размера нажатием Левый клик Текст. Если требуется изменить величину размерных чисел, это можно поменять его в команде ST: Параметры документа на закладке «Шрифт». На этой закладке устанавливаются параметры шрифта, для тех элементов модели, для которых они не заданы.

2. Примените действия п.1 для создания остальных линейных размеров.

3. Диаметры  и  радиусы  проставляются также просто. В  команде "D: Создать размер" подведите курсор к нужной окружности и нажмите <C> или Левый клик Текст. Окружность выберется, и за курсором будет перемещаться изображение размера. Клавишами <R> и <D> или соответствующими пиктограммами / в автоменю можно переключаться из режима простановки радиуса в режим простановки диаметра и обратно. Клавишей <M> можно задать вид проставляемого размера. Клавиша <Tab> поможет установить выносную полку в нужном направлении. После указания курсором на нужное место нажмите Левый клик Текст. В результате на экране появится проставляемый размер. Проделайте эту операцию для всех размеров на окружностях.        

clip3172        

4. После того, как все основные построения завершены, можно все элементы построения «спрятать» с помощью команды "SH: Задать уровни отображения":

Пиктограмма

Лента

3D модель → Стиль → Уровни

Чертёж → Стиль → Уровни

Сборка → Стиль → Уровни

Листовой металл → Стиль → Уровни

Грани → Стиль → Уровни

Сварка → Стиль → Уровни

Примитив → Стиль → Уровни

Редактирование → Документ → Уровни

Рабочая плоскость → Стиль → Уровни

Клавиатура

Текстовое меню

<SH>

Настройка > Уровни

 

Эта команда управляет видимостью различных элементов. Видимость элемента зависит от «уровня», на котором он находится.

Легче всего представить себе уровни как прозрачные пленки, на которых нанесены изображения, и из которых складывается целостная картинка. В системе существует возможность сделать невидимыми один или несколько уровней, оставив только те, которые необходимо видеть. Ваш чертёж может иметь 255 уровней от -126 до 127.

Все элементы в системе T-FLEX CAD автоматически создаются на уровне «0». В любой момент вы можете поменять значение уровня у любого элемента. Поскольку мы в нашем примере уровни не изменяли, все созданные элементы попали на уровень «0».

После вызова команды на экране появится диалоговое окно, в котором можно установить диапазон видимых уровней для каждого типа элементов модели.

clip7184

Как видно на рисунке, по умолчанию видимыми являются все элементы, уровень которых находится в диапазоне от 0 до 127. Если установить значения нижнего уровня для линий построения и узлов в значение 1, на чертеже станут невидимыми линии построения и узлы, поскольку они располагаются на уровне 0.

clip3175

Более простым способом погасить линии построения и узлы является использование специальной команды, которая убирает или показывает все элементы построения из  текущего  окна.  Данная  команда  иногда  бывает  более удобной еще и потому, что она гасит построения не для всего документа, а только для его текущего окна. Таким образом, если открыто несколько окон одного чертежа, то в одних элементы построения могут присутствовать, а в других – отсутствовать.

Вызов команды:

Клавиатура

Текстовое меню

Пиктограмма

<Ctrl><Shift><C>

 

 

5. Нанесём текстовую строку с названием чертежа с помощью команды "TE: Создать текст". Вызовите команду:

Пиктограмма

Лента

Чертёж → Оформление → Текст

Сборка → Дополнительно → Текст

Рабочая плоскость → Оформление → Текст

Клавиатура

Текстовое меню

<TE>

Чертёж > Текст

В автоменю включите опцию

clip7186        <D>        Создать строчный текст

Текст можно «привязать» к любому элементу построения на чертеже для того, чтобы его положение изменялось вместе с изменением положения элементов чертежа.

Переместите курсор к пересечению вертикальной осевой прямой и верхней прямой на основном виде чертежа. Нажмите <N> для привязки текста к узлу, который находится на пересечении этих двух прямых. Переместите курсор в точку, где должен располагаться текст и нажмите Левый клик Текст. На экране появится окно текстового редактора. Набейте в нем строку текста «Пример чертежа плиты» и нажмите на кнопку [OK].        

clip7187        

Если текст расположился не в том месте, где планировалось, то можно легко это поправить. Выйдите из команды создания текста, укажите курсором на текст и нажмите Левый клик Текст. Автоматически будет запущена команда редактирования "ET: Изменить текст". Выбранный текст начнёт перемещаться вслед за курсором. Переместите его в нужную позицию и снова нажмите Левый клик Текст.

Команду редактирования текстов можно вызвать и принудительно:

Пиктограмма

Лента

 

Клавиатура

Текстовое меню

<ET>

Правка > Чертёж > Обозначение вида

 

В этом случае выбрать редактируемый текст нужно будет после вызова команды.

Текст можно нанести другим способом, непосредственно на поле чертежа. Для этого, находясь в команде "TE: Создать текст", установите опцию <Т> - "Создать параграф-текст" (пиктограмма ). Переместите курсор в то место, где необходимо расположить текст и нажмите Левый клик Текст, на экране появится динамически перемещаемый прямоугольник, определяющий область нанесения текста. Установите необходимую область и нажмите Левый клик Текст, после этого нажмите пиктограмму . В заданной области появится мигающий курсор, введите необходимый текст, предварительно проверив установку текущего языка. Нажмите пиктограмму или клавишу <F5>.

Теперь чертёж завершён. Сейчас можно войти в команду редактирования элементов построения и попробовать переместить линии построения. При этом фиксировать новое положение линий построения можно как с помощью нажатия Левый клик Текст, так и с помощью задания точного значения положения линии в окне свойств или диалоге параметров (опция ). Заметьте, что весь чертёж, включая размеры, изменяется адекватно вносимым изменениям. Изменение диаметров конического отверстия моментально отслеживается на двух других проекциях. Штриховка также изменяется вместе с изменением определяющих её линий. Вы можете легко убедиться в том, какие мощные возможности появляются благодаря технологии параметризации.

Теперь мы назначим на различные элементы чертежа переменные и выражения. Выберите прямую левой границы основного вида с помощью Левый клик Текст.

Прямая подсветится, так же как и та, относительно которой она была построена. Вместе с тем, будет автоматически запущена команда редактирования линий построения. В окне свойств появятся параметры прямой: первоначальное значение расстояния от исходной прямой и текущее, отслеживаемое при перемещении курсора.

clip7189                

Поскольку мы создавали эту прямую как параллельную правой части плиты, этим расстоянием является расстояние между правой и левой сторонами плиты. Вместо конкретного значения можно поставить переменную. Набейте вместо значения имя переменной «w» и нажмите <Enter>или [OK].

Появится новое диалоговое окно, в котором от вас потребуется подтвердить значение вновь создаваемой переменной.

Необходимо отметить, что заглавные и прописные буквы не равны в имени переменной. Переменная «W» не является переменной «w».

clip7190

Созданную переменную «w» и присвоенное ей значение можно увидеть в окне “Переменные”, расположенном по умолчанию под окном свойств. Укажите курсором на число в графе “Выражение”, нажмите Левый клик Текст для входа в редактирование и задайте новое значение переменной, например, «170». Прямая переместится в новое положение, соответствующее новому значению ширины плиты.

clip7191

Те же самые действия можно выполнить в окне диалога команды “V: Редактировать переменные”:

Пиктограмма

Лента

3D модель → Дополнительно → Переменные

Чертёж → Дополнительно → Переменные

Сборка → Дополнительно → Переменные

Оформление → Дополнительно → Переменные

Спецификация → Дополнительно → Переменные

Параметры → Переменные → Переменные

Измерение → Дополнительно → Переменные

Анализ → Дополнительно → Переменные

Листовой металл → Дополнительно → Переменные

Грани → Дополнительно → Переменные

Сварка → Дополнительно → Переменные

Примитив → Дополнительно → Переменные

Рабочая плоскость → Дополнительно → Переменные

Клавиатура

Текстовое меню

<V>

Параметры > Переменные

 

Аналогично задайте переменную «H» в качестве значения параметра (расстояния от исходной прямой) для верхней границы основного вида: выберите её на чертеже с помощью Левый клик Текст и в окне свойств введите имя переменной. Теперь в окне “Переменные” будет уже две переменные, и вы можете, меняя их значения, наблюдать за изменением чертежа.

Попробуйте задать выражение. В окне “Переменные” поместите курсор в поле “Выражение” переменной «H» и нажмите Левый клик Текст для входа в редактирование. Задайте вместо числового значения выражение «w/2». Это будет означать, что значение «H» будет равняться половине значения «w». Теперь будет можно, меняя только значение «w», автоматически изменять значение «H».

Следующим шагом назначим переменную «R» на радиус окружности, сопрягающей верхнюю и правую линии главного вида. Выберите окружность на чертеже с помощью Левый клик Текст. В окне свойств задайте в качестве радиуса переменную «R». После подтверждения её создания в окне "Переменные" задайте для неё следующее выражение: w < 100 ? 0 : 6

Данная запись означает, что если «w» меньше, чем 100, то «R» равно 0, в противном случае - 6.

Потратим немного времени, чтобы расшифровать содержимое нашего выражения. Сначала выделим его составные части.

< - является знаком «меньше чем»

? - означает «в таком случае»

: - «в противном случае»

Полностью выражение выглядит так:

R = w < 100 ? 0 : 6

Значение «R» равно 0, если «w» < 100, и равно 6, при любом другом значении «w». Таким образом, для «R» существует лишь два возможных значения - либо «0», либо «6».

Проверьте это на вашем чертеже. Задайте переменной «w» значения большие или меньшие, чем 100, и посмотрите, что произойдет. Заметьте, что когда радиус скругления равен «0», радиальный размер автоматически исчезает. Программа сама следит за этим.

Таким образом, используя несколько основных понятий, можно создавать разнообразные и очень сложные зависимости между переменными.

 

Смотри: Содержание, Краткий вводный курс