Команда "3L" - Построить источник света

Предыдущая страницаВ началоСледующая страница

 

Вызов команды:

Пиктограмма

Лента

Вид → 3D Модель → Источник света

Клавиатура

Текстовое меню

<3L>

Построения > Источник света

 

Источник света является элементом визуализации трёхмерных объектов, позволяющий регулировать освещенность трехмерной сцены. Источник света привязывается к 3D узлу. Направление также задается 3D узлом. Существует 3 типа источников света - точечный, направленный и прожектор.

Точечный источник света излучает свет из одной точки во всех направлениях на всю 3D сцену.

Направленный источник света излучает свет в определённом направлении на всю 3D сцену.

Прожектор источник света излучает свет из определенной точки в определенном направлении с заданным углом рассеивания.

Изображается источник света в виде небольшого "излучающего" шара.

clip2652

В 3D окне происходит упрощённый расчёт освещения: освещённость (и соответственно цвет) поверхности зависит только от наклона поверхности относительно направления света. Эффекты затенения, отражения, преломления и рассеяния света отсутствуют. Для создания более реалистичного изображения сцены необходимо использовать команду «3VY: Создать фотореалистичное изображение».

Изображение источника света может быть скрыто при сохранении эффекта освещения. По умолчанию, в освещении 3D сцены также участвует источник (один или несколько) света на камере, ориентированный относительно направления взгляда. Для настройки параметров этих источников света используется команда «PW: Задать параметры 3D вида».

В одной сцене может быть создано любое количество источников света. Однако, максимальное количество источников света, влияющих на результат изображения в 3D окне, равно четырём.

 

Создание источника света

После вызова команды, в автоменю, наряду с общесистемными опциями, появляются следующие опции:

<1>

Выбрать положение источника света

<2>

Выбрать направление источника света

<L>

Точечный источник света

<D>

Направленный источник света

<S>

Прожектор

Чтобы задать положение источника света, можно воспользоваться специальным манипулятором.

Пользователь также может выбрать 3D узел или точку объекта в сцене, чтобы задать положение источника света. Для этого нужно активировать опцию .

Для выбора направления распространения света типа направленный и прожектор используется опция . Для задания направления нужно выбрать 3D узел либо точку объекта в сцене.

Первоначальный цвет источника света - белый.

 

Точечный источник света

Точечный источник света не имеет направления распространения света, поэтому для его создания нужно указать только положение самого источника света.

Для создания точечного источника света нужно выбрать опцию:

       <L>        Точечный

 

                clip2660

Схема распространения света, излучаемого точечным источником

clip2661

 

Направленный источник света

Направленный источник света создаётся при включённой опции:

       <D>        Направленный

Для направленного источника света необходимо задать положение источника света и направление распространения света. После этого можно нажать пиктограмму .

clip2664

Схема распространения света, излучаемого направленным источником

clip2665

 

Прожектор

Для создания прожектора используется опция:

       <S>        Прожектор

Для прожектора необходимо задать положение источника света и направление распространения света. После этого можно нажать пиктограмму .

clip2668

Схема распространения света, излучаемого прожектором

clip2669

 

Чертежи с примерами построения всех типов источников света находятся в  библиотеке «Примеры 3D 15» по следующему пути: “3D Построения/Источники света”.

 

Параметры источника света

Для задания параметров источника света необходимо вызвать окно диалога. Это осуществляется с помощью опции:

       <P>        Задать параметры источника света        

Тип. Данный параметр отображает тип источника света (точечный, направленный, прожектор).

Задаётся автоматически в процессе построения.

Интенсивность. Задаёт интенсивность источника света. Чем выше интенсивность света, тем сильнее он влияет на изображение в 3D окне, и тем выше яркость результирующего изображения.

Угол рассеивания. Задаёт угол рассеивания прожектора.        

clip2672        

Скорость падения интенсивности. От скорости падения зависит плавный переход границ пятна освещенности у прожектора. На приведённом справа рисунке отчётливо заметны возможности данного параметра при значении 0 и 1 соответственно.        

clip2673        

Параметры группы «Видимость» являются общесистемными и задают режимы отображения источника света на экране:

Цвет. Цвет источника света. Таким цветом рисуется источник света в 3D окне, и свет такого цвета излучает источник.

Показать изображение в 3D виде. Установка данного параметра делает изображение источника света, присутствующего в 3D сцене, видимым. Если параметр не установлен, то источник света будет скрыт, но эффект освещения сохранится. Чтобы выбрать или изменить свойства источника света, невидимого в 3D окне, необходимо использовать дерево модели.

Показывать на фрагменте. Если модель используется в качестве 3D фрагмента, то источник света, у которого данный параметр установлен, экспортируется в сборочную модель.

Инструкции POV. В поле данного параметра можно записать инструкции, которые будут добавлены в конце описания источника света при экспорте данного файла в POV для создании фотореалистичного изображения.

 

Для редактирования источника света используется команда 3EL.

 

Смотри: Вспомогательные 3D элементы