Приёмы редактирования

Предыдущая страницаВ началоСледующая страница

Изменение свойств элемента без отката

Каждый элемент системы имеет определённый набор настроек и геометрические параметры. Эти параметры можно видеть и изменять в диалоговом окне параметров элемента. В любой момент можно вызвать данный диалог и изменить значения. Этим удобно пользоваться, когда нет необходимости запускать команду редактирования, при работе которой система вынуждена производить пересчёт до редактируемого элемента, на что может потребоваться время.

clip6672

Для вызова диалога свойств элемента нужно выбрать элемент. Сделать это можно в окне «3D модель», непосредственно на модели или воспользоваться поиском. При выборе элемента можно нажать Правый клик Текст и вызвать контекстное меню, в котором выбрать команду «Свойства». При работе в окне «3D модель» свойства элемента можно вызвать просто Левый клик ТекстЛевый клик Текст.

При выборе элемента Левый клик Текст в окне свойств отображаются некоторые общие свойства, которые можно изменить. Таким же образом можно обрабатывать общие параметры одновременно нескольких выбранных элементов. Выбрать несколько элементов удобно в окне «3D модель» при помощи клавиш <Shift> или <Ctrl>. После выбора объектов в окно свойств загрузится таблица со всеми параметрами, общими для группы выбранных объектов. Для внесения изменений нужно поставить галочки напротив соответствующих параметров, задать новые значения и нажать кнопку clip4192 окна свойств.

clip4193

Работа в команде «Изменить»

Каждый элемент системы имеет собственную команду редактирования, предназначенную для изменения способа задания, набора исходных данных и т.д. Для запуска команд редактирования имеется несколько способов.

Команды для редактирования всех типов 2D и 3D элементов находятся в текстовом меню «Правка».

Клавиатура

Текстовое меню

Пиктограмма

<3E..>

«Правка|Построения|…»

<3E..>

«Правка|Операции|…»

 

В большинстве случаев название команды редактирования 3D элемента отличается от названия команды его создания одной буквой “E” (Edit). Например: “3N” – “3EN” – команды построения и редактирования 3D узлов, “3X”– “3EX” – команды создания и редактирования операции выталкивания. Иконка таких команд отличается от команд создания специальным значком в виде ножниц clip4194.

 

Для того чтобы редактировать конкретный элемент нужно вначале выбрать его и затем запустить команду редактирования. Выбрать элемент можно в 3D окне, в дереве 3D модели Правый клик Текст, тогда команда «Изменить» будет доступна в контекстном меню. Можно воспользоваться окном «Информация», в котором имеется кнопка [Изменить], или запустить команду редактирования, предварительно выбрав элемент, например, при помощи команды «Поиск».

При запуске редактирования конкретного элемента система как бы оказывается в команде его создания с уже заданными параметрами и выбранными геометрическими элементами. Далее пользователь может работать, используя те же методы и приёмы, которые он применяет в команде создания элемента.

clip6675

Если на момент запуска команды редактирования элемент еще не был выбран, то в автоменю команды будут присутствовать опции для выбора элемента и общих специальных действий команды редактирования:

_27

<Esc>

Отменить выбор всех элементов

Опция сбрасывает выбор выбранных объектов.

_53

<A>

Выбрать все элементы

Опция позволяет выбрать все объекты определённого вида, имеющиеся в модели. Выбор невидимых объектов возможен при соответствующем разрешении, установленном в команде ST: Параметры документа на закладке «Экран».

_39

<Z>

Выбрать элемент по имени

Предлагается список доступных для выбора элементов.

_36

<I>

Выбрать другой ближайший элемент

Если первый 3D элемент был выбран по родительскому 2D элементу, то при использовании данной опции будут поочередно выбираться все 3D элементы построения редактируемого типа, созданные на основе 2D элементов. Если был выбран элемент в 3D окне, то будут выбираться все аналогичные 3D элементы, попавшие в луч поиска. Луч поиска направлен перпендикулярно плоскости экрана и проходит через точку, в которой расположен курсор в момент выбора. Выбираться будут только те элементы, которые находятся в непосредственной близости к месту указания курсором. Многократное использование данной опции приводит к последовательному выбору таких 3D элементов.

_11

<P>

Задать параметры элемента

Эта опция позволяет изменить параметры выбранного 3D элемента. При вызове опции на экране появляется окно диалога параметров элемента. Данная опция полностью аналогична команде изменения параметров 3D элемента, вызываемой из контекстного меню (при выборе 3D элемента в режиме ожидания команды).

_9

<F4>

Выполнить команду редактирования элемента

Опция запускает команду создания элемента и загружает в неё все исходные данные, установленные для редактируемого элемента. Далее пользователь может вносить изменения в набор исходных данных, пользуясь приёмами для работы в команде создания элемента.

clip0240

<R>

Изменить способ задания

Опция позволяет изменить способ создания выбранного 3D элемента. Данный режим аналогичен команде перезадания 3D элемента, вызываемой из контекстного меню (при выборе 3D элемента в режиме ожидания команды).

_12

<Del>

Удалить элемент

Работа данной опции аналогична работе команды “Удалить”, вызываемой из контекстного меню (при выборе 3D элемента в режиме ожидания команды).

621

<M>

Преобразование

Опция вызывает команду “3EG: Преобразование элементов” для выбранного 3D элемента или группы элементов.

Если в команде редактирования при помощи опции clip4205 и <Shift> или <Ctrl> выбрать несколько элементов одного типа, то в автоменю будут доступны только опции для преобразования и удаления.

 

Сохранение геометрии операции при пересчёте

При входе в команду редактирования система выполняет откат модели до состояния, в котором она находилась на момент создания операции. В сцене остаются только те элементы, которые не являются зависимыми от редактируемого объекта. При выполнении отката требуется регенерация части модели, поэтому вход в команду может занимать некоторое время.

Для ускорения процесса входа в команду редактирования за счёт исключения фазы регенерации можно включить сохранение промежуточной геометрии для какой-то определенной операции. Это несколько увеличит объем используемой памяти и размер файла модели, но позволит более оперативно осуществлять редактирование. В принципе, сохранение геометрии может использоваться и как временный инструмент во время экспериментов по редактированию модели. Для включения сохранения геометрии нужно выбрать Правый клик Текст операцию (например, в дереве модели) и в контекстном меню выбрать пункт «Сохранять геометрию при пересчёте». Система выдаёт пользователю запрос, когда ей выполнить регенерацию для расчёта сохраняемой геометрии – немедленно или подождать очередного пересчёта:

clip4206

При установленном параметре «Сохранять геометрию при пересчёте», иконка операции в дереве модели помечается специальным значком clip4207.

 

Перезадание элемента

В контекстном меню для любого 3D элемента при выборе его Правый клик Текст имеется команда «Перезадать», которая позволяет изменить текущий способ создания элемента. Система переходит в состояние отката на момент перед созданием элемента, запускает команду создания элемента. Далее пользователь должен заново создать этот элемент. Обычно эта команда применяется вместо того, чтобы просто удалить элемент и создать новый, поскольку он может еще где-то использоваться. При этом обязательно требуется сохранить его старый идентификатор, имя и последующие связи.

 

Удаление элемента

Для удаления элементов из модели в системе имеется несколько возможностей. В зависимости от ситуации можно удалять группы зависимых объектов или исключать отдельные объекты из структуры модели, если это возможно. Также система позволяет автоматически найти неиспользуемые в моделировании объекты и удалить их.

Команда “Удалить” (команда удаления 3D элемента)

Команда «Удалить» вызывается из контекстного меню при выборе элемента или группы элементов. Команда позволяет удалить один или несколько элементов (как 3D, так и 2D элементов). При удалении выбранных объектов возможно автоматическое удаление их родительских элементов, при условии, что в 3D модели они больше нигде не используются.

После вызова команды для выбранного 3D элемента(-ов) возможны два варианта развития событий.

Если выбранный элемент(-ы) не имеет зависимых элементов и более нигде не используемых родительских элементов, то удаление произойдёт сразу, без вывода на экран каких-либо сообщений. Когда это условие не выполняется, после вызова команды на экране появится окно диалога “Удаление элементов”.

clip6676

В левой части окна диалога можно выбрать один из возможных вариантов работы команды:

Удалить выбранные и зависимые элементы. При выборе этого режима будут удалены и выбранные элементы, и все от них зависящие.

Для удаления неиспользуемых родительских элементов (если они есть у выбранного элемента) следует установить флажок “Удалить неиспользуемые родительские элементы”. Если среди них окажутся рабочие плоскости, то они будут удалены со своими страницами.

Если среди выбранных или зависимых 2D объектов есть именованные, будет доступен дополнительный флажок “Не удалять именованные 2D объекты”. При установке данного флажка найденные именованные 2D объекты будут исключены из списка удаляемых.

При удалении элементов планировки (схематичных изображений 3D фрагментов на плоскостях сборки) будет доступен флажок «Удалять 3D фрагмент при удалении его проекции», чтобы удалить 3D фрагмент, связанный с удаляемой проекцией.

При удалении 3D фрагмента, для которого созданы схематичные изображения, будет доступен флажок «Удалять все проекции 3D фрагмента при его удалении», чтобы удалить его схематичные изображения сразу на всех плоскостях.

Удалить только выбранные элементы, изменив способ задания зависимых элементов. Этот вариант доступен при выборе 2D элементов (например, линий изображения на рабочей плоскости) и 3D элементов (например, 3D фрагментов, систем координат, узлов и плоскостей), имеющих зависимые объекты. В результате использования данного варианта удаляются только выбранные элементы. Для потомков удаленных элементов система изменяет способ задания. Например, при удалении ЛСК, к которой был привязан 3D фрагмент, 3D фрагмент остается, а его положение фиксируется. Все прочие связи между потомком и другими элементами разрываются.

Исключить выбранные элементы из модели (переназначив связи зависимых элементов на другие элементы). При использовании данного способа система попытается переключить связи зависимых элементов на другие объекты модели. При удалении операции у зависимых от неё 3D элементов связи переназначаются на операцию, стоящую в дереве 3D модели перед удаляемой. Данный пункт доступен только в тех случаях, когда у удаляемого 3D элемента одновременно есть родительская операция и зависимый 3D элемент.

В правой части окна диалога отображается список удаляемых элементов. Элементы отсортированы по типам и разложены в соответствующие папки. Чтобы посмотреть информацию по выбранным для удаления элементам, можно нажать на кнопку [Информация…].

Если установить флажок у параметра “Показывать этот диалог только при нажатой клавише Shift”, то при следующих вызовах команды диалог “Удаление элементов” по умолчанию показываться не будет. Для его отображения при вызове команды придётся дополнительно нажимать <Shift>. Данный режим работы команды будет действовать до изменения пользователем состояния флажка или окончания текущего сеанса работы T-FLEX CAD.

Команда “Удалить Тело”

При выборе Тела (это можно сделать в дереве 3D модели) вместо команды “Удалить” в контекстном меню доступна команда “Удалить Тело”. Данная команда удалит из 3D модели сразу все операции, входящие в историю создания данного Тела. Кроме того, команда позволяет удалить родительские элементы, используемые в операциях данного Тела.

После вызова команды “Удалить тело” на экране появляется диалоговое окно.

clip6677

Необходимо выбрать одно из следующих действий по удалению вспомогательных элементов:

Удалить только неиспользуемые родительские построения. Вместе с Телом удаляются только построения и рабочие плоскости со своими страницами, не используемые другими элементами.

Удалить все родительские элементы. Удаляется выбранное Тело и все элементы, использованные в операциях тела (построения, переменные и т.п.), не используемые другими Телами модели.

Не удалять родительские элементы. Удаляются только операции, образующие выбранное Тело.

Флажок “Показывать этот диалог только при нажатой клавише Shift” работает аналогично одноимённому флажку команды удаления 3D элементов.

Команда “Удалить лишнее”

С помощью команды “Правка|Удалить лишнее” можно удалить все 2D или 3D элементы построения, которые не использовались для создания линий изображения 2D чертежа или операций.

clip6678

После вызова команды на экране появляется окно диалога “Удалить лишнее”. В нём можно установить следующие флажки:

Удалить неиспользуемые 3D построения. Будут удалены все неиспользуемые 3D элементы построения. Неиспользуемыми считаются 3D элементы построения, на основе которых не построено ни одной операции.

Удалить неиспользуемые 2D построения. Будут удалены все неиспользуемые 2D элементы построения, т.е. не использованные для создания 2D линий изображения, штриховок, размеров и др. элементов чертежа. Именованные 2D построения, т.е. 2D элементы построения, которым присвоено персональное имя, по умолчанию не удаляются. Для их удаления необходимо включить дополнительный флажок “Удалять неиспользуемые именованные 2D элементы”.

Удалить неиспользуемые невидимые переменные. Будут удалены все невидимые системные переменные не используемые в модели (не путать со «Скрытыми» переменными документа, отображаемыми в редакторе переменных).

Удалить неиспользуемые страницы. Будут удалены все пустые страницы текущего документа.

В число неиспользуемых 2D страниц включаются и страницы рабочих плоскостей, созданных автоматически по команде “Чертить на грани”, если пользователь на них ничего не строил. Такие страницы удаляются вместе с автоматически созданными на них проекциями исходных граней.

Удалить неиспользуемые 3D идентификаторы. При удалении неиспользуемых 3D идентификаторов уменьшается размер 3D модели. В результате также очищается список предыдущих действий для команды UN:Отменить изменения.

При удалении 2D элементов на странице 2D чертежа или на активной рабочей плоскости в диалоге команды доступны следующие дополнительные флажки:

Удалять неиспользуемые именованные 2D элементы. Когда данный флажок установлен, при удалении неиспользуемых 2D построений будут удаляться и именованные 2D элементы построения. Кроме того, этот флажок разрешает удаление созданных по граням рабочих плоскостей, если проекции на них содержат именованные линии изображения.

Удалять элементы только на активной странице. При установке данного флажка будут удалены неиспользуемые 2D построения только на текущей странице 2D чертежа или активной рабочей плоскости).

 

Команда редактирования исходной геометрии

С помощью данной команды можно быстро выбрать для редактирования геометрические элементы, использовавшиеся при создании выбранного 3D элемента. В список включаются 2D объекты (штриховки, 2D пути, 2D узлы и т.п.), использованные при создании выбранного 3D элемента или его родительских элементов. Если 3D элемент, например, 3D профиль, был создан по набору линий изображения на рабочей плоскости, то в список “геометрии” включается сама рабочая плоскость.

clip0239

При выборе 2D элемента в списке исходной геометрии открывается нужная страница чертежа, включается режим черчения на рабочей плоскости и запускается команда редактирования выбранного элемента. Таким образом, данную команду можно также использовать и для оперативного перехода на страницу исходной рабочей плоскости для какого-либо 3D объекта.

В контекстном меню операций, созданных на основе 3D профиля (например, выталкивания и вращений), и рабочих плоскостей, на которых построены 3D профили, также доступна дополнительная команда “Редактировать профиль”. При её вызове для операции происходит активизация рабочей плоскости, на которой расположен исходный 3D профиль данной операции. При вызове команды из контекстного меню рабочей плоскости осуществляется активизация самой плоскости.

 

Работа с элементами чертежа при редактировании

Для изменения 3D модели приходится часто работать с элементами чертежа, поскольку на их основе могут строиться базовые элементы 3D модели (3D профили, 3D пути, 3D узлы и т.д.). Пользователь может применять те же приёмы редактирования 2D элементов, которые он использует при работе с обычным чертежом. Для изменения формы 3D элемента, построенного на основе 2D элементов, нужно соответствующим образом перестроить исходные 2D элементы. Некоторые из них, например, штриховки, имеющие непосредственную связь с 3D  профилями, нельзя удалять и строить заново, если только не требуется удалить всю ветку дерева модели вместе с потомками этой штриховки. Для перестроения таких штриховок требуется использовать режим редактирования контуров штриховки. Иначе может быть нарушена структурная целостность модели. Если 3D профиль создавался на основе набора линий изображения рабочей плоскости, то эти линии можно изменять свободно, включая удаление и повторное создание. При завершении сеанса черчения на активной рабочей плоскости или при очередном пересчёте система перестроит 3D  профиль в соответствии с изменениями в линиях изображения.

Если какой-то элемент 2D построения, требующий перестроения, не может быть удален, то его можно перестроить заново, определив ему другой способ задания в команде редактирования. Опция для перестроения 2D элементов построения есть в автоменю команды редактирования линий построения.

Иногда полезно использовать команду RL:Заменить элемент. Она позволяет перенести все связи родителей и потомков с одного 2D элемента построения на другой и удалить исходный элемент. При этом другой элемент построения может иметь иной способ построения, свои собственные связи или зависимые элементы.

 

Обход рекурсии

Создавая сложные цепочки зависимостей между элементами, иногда в процессе изменений пользователь может попытаться задать рекурсивную зависимость, т.е. зависимость какого-либо элемента от самого себя. В подавляющем большинстве случаев система самостоятельно проверяет создаваемые связи и не позволяет сохранять изменения, приводящие к рекурсиям. Однако, изредка рекурсия все же может возникать. Обычно получаются такие зависимости в сложных цепочках связей типа «3D элементы а 2D элементы а 3D а 2D и т.д.». Для пользователя ситуация опасна тем, что он может сохранить файл с рекурсией и при последующем открытии потерять возможность отмены своих ошибочный действий. После этого нормально работать с файлом, в котором система обнаружила рекурсию, невозможно до тех пор, пока она не будет устранена.

Редактировать элементы в данной ситуации нужно особым образом. Как уже отмечалось, при попытке внесения каких-либо изменений система будет проверять наличие неверных связей в изменённой цепочке зависимых элементов. Если они обнаружатся, система не даст применить изменения. Это создаёт для пользователя определённые сложности при попытках удаления или при редактировании элементов.

clip4212

Задача пользователя состоит в том, чтобы обнаружить рекурсивную связь и разорвать цепочку зависимостей в любом удобном месте за одну процедуру редактирования. Обычно достаточно  изменить способ задания определённого элемента в рекурсивной цепочке. Это может быть как 2D так и 3D элемент. Можно перезадать элемент, изменив способ его задания – например, определить его привязку в абсолютных координатах или связать его с какими-либо другими независимыми элементами.

Обнаружить такие элементы помогает окно диагностики – в строке предупреждения о рекурсии сообщаются имена элементов. Далее нужно изучить зависимости между элементами – для этого можно вызвать окно «Информация». После определения причин рекурсии можно переходить к редактированию. После внесения исправлений в качестве проверки нужно запустить пересчёт модели и убедиться в отсутствии новых предупреждений.

 

Способы упрощения структуры модели и её отображения в 3D окне

В системе T-FLEX CAD имеются средства для ускорения основных рабочих процессов за счёт освобождения дополнительных ресурсов компьютера при временном исключении из работы некоторых второстепенных процессов и деталей модели.

1.Упрощение визуализации:

включение режима рёберного отображения в большинстве случаев позволяет системе быстрее просчитывать объекты сцены, ускоряется вращение сцены, выбор объектов;

Понижение качества изображения влияет на отображение 3D объектов в сцене. Объекты выглядят более грубо, но быстрее рисуются. Регулировать качество изображения можно в команде ST: Параметры документа, на закладке “3D”;

настройки упрощения отображения 3D  модели помогают справляться с вращением 3D сцены при большом ее насыщении элементами модели. Это – системные настройки, они устанавливаются в команде SO:Задать установки системы, на закладке [3D]. Для вызова настроечного диалога нужно нажать кнопку [Упрощения].

clip6679

любой элемент в 3D сцене можно сделать невидимым. Уменьшение количества элементов в сцене ускоряет прорисовку изображения. Погасить элемент можно, изменив настройки уровня, слоя или выбрав команду «Погасить» в выпадающем подменю «Видимость» контекстного меню при выборе элемента Правый клик Текст.

2. Подавление элементов. Подавляя отдельные операции, пользователь не только гасит их в 3D  сцене, но и исключает их из процесса регенерации. Это также позволяет сократить общее время пересчёта модели. Подавить операцию можно, вызвав команду «Подавить» через контекстное меню или задав подавление элемента в диалоговом окне параметров на закладке [Общие].

3. Набор опций для облегчения управления большой сборочной моделью. Данные опции доступны в команде ST: Параметры документа, закладка [3D], кнопка [Сборка…]. Подробности см. в разделе «Работа с большими сборками».

 

Смотри: Содержание , Команды T-FLEX CAD 3D в алфавитном порядке