Положение и ориентация примитива в 3D пространстве определяется следующими факторами:
•положением и ориентацией локальной системы координат (ЛСК) примитива относительно тела примитива;
•положением и ориентацией ЛСК примитива относительно глобальной системы координат документа (ГСК).
Положение и ориентация ЛСК примитива относительно тела примитива
По умолчанию плоскость XY ЛСК примитива совпадает с плоскостью основания примитива, которая также используется в качестве плоскости симметрии; ось Z направлена в сторону той части тела, которая создается при отключенной симметрии (эта часть условно считается "верхней"); ось X для параллелепипеда направлена по нормали к одной из боковых граней, а для призмы и пирамиды - к вершине одного из углов при основании. При создании или редактировании примитива можно изменить положение и ориентацию ЛСК относительно тела примитива с помощью следующей опции автоменю:
|
<S> |
Выбрать или создать исходную систему координат |
Опция активирует режим задания исходной СК, аналогичный описанному для команды Преобразования. При этом в 3D окне отображается только тело примитива, манипуляторы ЛСК примитива и прочие имеющиеся в текущем документе 3D ЛСК; а в окне Параметры отображается только список преобразований ЛСК примитива относительно её положения и ориентации по умолчанию. Задайте желаемое положение и ориентацию ЛСК, применяя к ней необходимые преобразования и нажмите
или <Ctrl>+<Enter> для подтверждения изменений и возврата в исходный режим работы команды. При задании преобразований можно привязывать ЛСК примитива как к геометрическим элементам тела примитива, так и к сторонним системам координат. В случае привязки к сторонней системе координат последующие изменения этой системы не будут влиять на примитив.
Подробная информация о преобразованиях ЛСК приведена в разделе Преобразования 3D элементов.
|
|
Куб с ЛСК по умолчанию |
Куб с пользовательской ЛСК |
После задания исходной СК автоматически активируется опция задания целевой СК (см. ниже), но задание целевой СК не является обязательным действием.
Положение и ориентация ЛСК примитива относительно ГСК документа
По умолчанию примитив располагается так, чтобы его ЛСК совпадала с ГСК документа. При необходимости можно изменить положение и ориентацию примитива, применив к его ЛСК дополнительные преобразования, аналогично тому как это делается в команде Преобразования.
Подробная информация о ГСК приведена в разделе Глобальная система координат.
Для управления преобразованиями можно использовать манипуляторы ЛСК, раздел Преобразования окна Параметры и следующие опции автоменю:
|
<A> |
|
|
<O> |
|
|
<Z> |
|
|
<8> |
|
|
<9> |
Перемещение |
Опция
Перемещение активирует манипулятор начала координат, в результате чего начало координат ЛСК примитива следует за курсором в 3D окне до последующего нажатия
. После нажатия
примитив перестает перемещаться, и применяются преобразования, сдвигающие его вдоль осей ЛСК. Опция при этом остается активной. Чтобы снова переместить примитив аналогичным образом, деактивируйте опцию, а затем активируйте повторно. Состояние опции запоминается при выходе из команды: если опция была активной, то при последующем создании другого примитива он сразу будет следовать за курсором.
Остальные опции, манипуляторы ЛСК и раздел Преобразования окна Параметры работают аналогично описанному для команды Преобразования.
Вне режима задания исходной ЛСК, когда никакие манипуляторы не используются, всегда активна следующая опция автоменю:
|
<T> |
Выбрать или создать заново целевую систему координат |
Данная опция позволяет выбрать любую имеющуюся в модели систему координат или точку. При выборе системы координат ЛСК примитива совмещается с выбранной системой путем применения преобразования
Изменить ЛСК, аналогично тому, как это делается в команде Преобразования. При выборе точки запускается создание новой системы координат в абсолютных координатах. По умолчанию первая выбранная точка определяет начало координат, вторая - направление оси X, а третья - направление оси Y создаваемой системы. Выбранные точки отображаются в окне Параметры в разделе Параметры системы координат.

Если требуется выбрать какую либо из этих точек заново, нажмите на соответствующее ей поле окна параметров или активируйте одну из следующих опций автоменю, а затем выберите точку в 3D окне или дереве модели:
|
<1> |
Выбрать точку, задающую начало координат |
|
<2> |
Выбрать элемент, задающий направление оси X |
|
<3> |
Выбрать элемент, задающий направление оси Y |
Если требуется сбросить выбор какой-либо из этих точек, нажмите кнопку Очистить в правой части поля соответствующей точки.
Если желаемая точка не существует, можно создать 3D узел с помощью кнопки 3D узел в правой части поля соответствующей точки. Кнопка запускает команду создания нового 3D узла. По завершении создания узла, система возвращается к команде создания или редактирования примитива и автоматически выбирает созданный узел.
Если требуется задать второй точкой ось, отличную от X, а третьей - ось, отличную от Y, выберите желаемую ось в выпадающем списке слева от поля соответствующей точки.

Если требуется отменить выбор или создание целевой системы координат, используйте следующую опцию автоменю:
|
<C> |
Отменить выбор системы координат |
При активации опции система спросит, следует ли Удалить дополнительные преобразования. При ответе Да будут удалены все имеющиеся преобразования ЛСК примитива, при ответе Нет будет удалено только преобразование, совмещающее исходную ЛСК с целевой, при ответе Отмена никакие преобразования не будут удалены.
Целевые ЛСК и 3D узлы, созданные при создании или редактировании примитива, доступны в дереве модели. Их можно редактировать отдельно от примитива и использовать при создании других операций.
См. также: