После вызова команды Сцена в окне параметров доступны следующие разделы:
При редактировании имеющейся сцены также доступен раздел Опции.

Раздел содержит следующие параметры:
•Имя
Имя, под которым сцена будет отображаться в различных служебных окнах. Если оставить поле пустым, система автоматически сгенерирует имя для создаваемой сцены.
•Направление
Направление взгляда, применяемое в 3D окне при активации сцены. В выпадающем списке доступны следующие варианты:
oНе задано
Направление взгляда не будет изменяться при применении сцены/
oстандартные точки взгляда: Вид сверху, Вид снизу, Вид слева, Вид справа, Вид спереди, Вид сзади.
Если в качестве направления сцены используется одна из стандартных точек взгляда, иконка сцены совпадает с иконкой этой точки.
oПользователя
При активации сцены будет применено направление взгляда, установленное в 3D окне в момент создания сцены.
oКамера.
Если выбрать данный вариант, ниже появится и станет активным поле, с помощью которого можно выбрать уже существующую камеру в 3D окне или дереве модели, либо создать новую камеру, нажав на кнопку Камера в правой части поля.

•Фиксировать направление
При установленном флаге при активации сцены в 3D окне применяется заданное направление точки взгляда (включается режим фиксированного направления взгляда).
•Сохранять габариты
При установленном флаге в параметрах сцены сохраняются текущий масштаб отображения элементов в 3D окне. При активации сцены сохранённый масштаб применяется к элементам в 3D окне. Опция активна только при установленном флаге Фиксировать направление. При этом, в отличие от направления, масштаб не фиксируется, т.е. его можно свободно изменять после применения сцены.
•Сохранять источники
При установленном флаге в параметрах сцены сохраняются источники света активного окна, их положение и параметры (цвет, интенсивность).
•Сохранять фон
При установленном флаге в параметрах сцены сохраняются все параметры фона активного окна, включая цвет, текстуру фона и текстуру окружения.
•Выводить страницу
При установленном флаге опция позволяет вывести в 3D окно содержимое выбранной страницы документа поверх изображения 3D модели. Страница целиком вписывается в текущие размеры окна, фон страницы считается прозрачным, рамка габаритов листа не отображается. После активации опции справа от неё появляются выпадающий список для выбора страницы и кнопки управления списком:
Создать новую страницу
Создаёт новую страницу типа
3D и выбирает её в выпадающем списке.
Показать все страницы
Позволяет переключаться между отображением в выпадающем списке страниц всех типов или только страниц типа 3D. По умолчанию отображаются только страницы типа 3D. При включенном отображении страниц всех типов кнопка подсвечивается.
Открыть страницу в новом окне
Открывает в новом окне документа страницу, выбранную в списке.

•Сохранять параметры изображения
При установленном флаге в параметрах сцены сохраняются настройки создания фотореалистичного изображения. Для их задания при активации опции становится доступна кнопка Изменить параметры изображения, при нажатии на которую открывается окно параметров фотореалистичного вида.

С помощью этой вкладки можно указать, какие элементы модели будут отображаться в сцене. Для отображения конкретного элемента в сцене необходимо добавить его в список Показать элементы. Для этого активируйте список, нажав на нём
, затем выберите элементы в 3D окне или дереве модели. В список могут быть добавлены элементы модели (тела, поверхности, 3D профили и т.д.), элементы оформления (размеры, надписи и т.д.), прикладные элементы (элементы задач, расчётных сеток, объекты проекта CAM) и другие сцены. Управлять списком можно с помощью кнопок
для удаления элемента из списка,
для удаления всех элементов из списка,
для перемещения выбранного элемента вверх по списку,
для перемещения выбранного элемента вниз по списку.
Кнопки для перемещения элементов в списке
и
доступны только для сцен. Порядок следования сцен влияет на видимость элементов, которые включены в список отображаемых/скрываемых элементов у нескольких сцен. Например, одно и то же тело в Сцене_1 должно отображаться, а в Сцене_2 - скрываться. Вы создаёте Сцену_3, в состав которой включаете две предыдущие сцены. От того, в каком порядке вы расположите сцены в списке Показать элементы, будет зависеть видимость их общего тела в Сцене_3. Если последней в списке будет Сцена_1 - тело будет отображаться, если Сцена_2 - тело будет скрыто.
При активации опции Показать элементы модели отображаемые элементы модели (кроме элементов оформления и прикладных элементов) наследуются со сцены по умолчанию, т.е. сцена будет содержать все элементы модели.
При активации опции Показать элементы оформления модели отображаемые 3D аннотации наследуются со сцены по умолчанию, т.е. сцена будет содержать все 3D аннотации.
Если элемент модели был добавлен в сцену через список Показать элементы, то на его отображение в сцене нельзя повлиять с помощью команд управления видимостью. Если элемент модели был добавлен в сцену с помощью опции Показать элементы модели, то управлять его отображением в сцене с помощью команд управления видимостью можно.
При активации в 3D окне режима Добавлять элементы только в активную сцену новые элементы, добавляемые в модель, будут добавлены в список Показать элементы в параметрах активной сцены.

Если во вкладке Показать включены опции Показать элементы модели или Показать элементы оформления модели, то пользователю может понадобиться скрыть некоторые из элементов. Для скрытия конкретного элемента необходимо добавить его в список Скрыть элементы. Для этого активируйте список, нажав на нём
, затем выберите элементы в 3D окне или дереве модели. В список могут быть добавлены элементы геометрии модели (тела, поверхности, 3D профили и т.д.), аннотации (размеры, надписи и т.д.) и прикладные элементы (элементы задач, расчётных сеток, объекты проекта CAM). Управлять списком можно с помощью кнопок
для удаления элемента из списка и
для удаления всех элементов из списка.
Опция Скрыть тела размером менее позволяет скрыть в сцене тела, максимальный размер которых меньше заданного.
Если добавить в список Скрыть элементы элемент, который уже добавлен в список Показать элементы, то этот элемент будет скрыт в сцене и автоматически удален из списка Показать элементы.
На отображение элементов, скрытых в соответствии с параметрами сцены, нельзя повлиять с помощью команд управления видимостью.

С помощью этой вкладки для отдельных тел сцены можно задать параметры стиля, отличающиеся от используемых в сцене по умолчанию и параметрах элемента. Сначала тело необходимо добавить в список Элементы с заданным стилем. Для этого активируйте список, нажав на нём
, затем выберите элементы в 3D окне или дереве модели. После добавления элемента в список выберите его строку в списке. Можно выбрать несколько строк с помощью <Ctrl>+
или <Shift>+
. Параметры стиля элементов, строки которых выбраны в списке, настраиваются ниже. Доступны следующие параметры:
•Цвет
Цвет можно выбрать из списка, задать числовым значением или выбрать из каталога как описано в главе Цвет.
•Прозрачность
Прозрачность можно изменять в диапазоне от 0 (полностью непрозрачная поверхность) до 1 (полностью прозрачная поверхность), введя значение с клавиатуры в поле ввода или перемещая ползунок справа от поля.
•Рёберное отображение
При включенной опции тело принудительно отображается в режиме рёберного изображения независимо от стиля, установленного для всего 3D окна.
•Материал
Имя материла покрытия тела можно ввести с клавиатуры в поле ввода или выбрать из каталога с помощью кнопки
Выбрать материал в правой части поля, аналогично тому, как это делается в диалоге параметров элемента. Кнопка
справа от поля открывает диалог Свойств материала.
Слева от имени каждого из параметров доступен флаг. Для параметров Цвет, Прозрачность и Материал при
снятом флаге значения в текущей сцене наследуются из параметров элемента, при
установленном флаге в текущей сцене используются значения, указанные справа, а
промежуточное состояние флага указывает на то, что в списке выбраны строки нескольких элементов с разным состоянием флага и/или разными значениями параметра.
Для параметра Рёберное отображение при
снятом флаге опция выключена в текущей сцене, при
установленном флаге опция включена в текущей сцене, а
промежуточное состояние флага указывает на то, что состояние опции в текущей сцене наследуется из параметров элемента.
Выбранные тела будут отображаться в сцене с указанными параметрами стиля вне зависимости от параметров стиля, установленных в параметрах элементов, и стиля отображения 3D окна.

3D модель можно отобразить в сцене разобранном состоянии в соответствии со сценарием анимации, существующим в документе. Для этого нужно выбрать нужный Сценарий в выпадающем списке. После выбора сценария ниже появится поле, в котором можно выбрать Стадию сценария. По умолчанию поле неактивно и используется состояние модели в конце сценария. Для активации поля установите флаг слева.

В этой вкладке можно выбрать существующие в документе 3D сечения, которые нужно применить к 3D модели в создаваемой сцене. Для этого активируйте список Применённые сечения, нажав на нём
, затем выберите сечения в 3D окне или дереве модели. Управлять списком можно с помощью кнопок
для удаления элемента из списка и
для удаления всех элементов из списка.

Данная вкладка позволяет задать качество полигональной сетки, используемой для отображения тел сцены в 3D окне. В выпадающем списке доступны стандартные наборы параметров качества: Очень грубое, Грубое, Пониженное, Стандартное, Повышенное, Высокое и Очень высокое. Вариант По умолчанию не меняет установленные параметры качества сетки. При выборе Пользователя становятся доступны настройки качества сетки вручную:

Можно задать три основных параметра сетки: Допуск по ребру, Точность грани, Угловая точность. Чем меньше значение каждого параметра, тем точнее будет отображаться модель. Геометрический смысл этих параметров описан в разделе Параметры документа > Документ > 3D.
Опция Игнорировать мелкие элементы позволяет при построении сетки игнорировать элементы модели определенного размера. Размер этих элементов можно задать в абсолютных или относительных единицах.
Тела в сцене будут отображаться в соответствии с указанным качеством сетки вне зависимости от параметра качества, установленного в параметрах элементов, и качества изображения 3D окна.
Флаг Показывать сетку управляет отображением границ полигонов сетки при предварительном просмотре. Вне режима предварительного просмотра границы не отображаются независимо от состояния флага.
![]()
Данная вкладка доступна только при редактировании существующей сцены. Если необходимо изменить направление точки взгляда (если установлен вариант Пользователя), габариты сцены, параметры фона или источники света, сохранённые в параметрах сцены, нужно при редактировании сцены установить флаг у опции Обновить текущие параметры окна. После завершения редактирования сцены в параметрах сцены будут сохранены текущие значения этих параметров из активного окна.
См. также: